
Поскольку смотреть и вникать будут дизайнеры, нужно пояснить чем я руководствовался и как рассуждал. Конечно, у меня нет исследований и количественных данных. Более того, представленные мною решения направлены не на критику коллег, а также не претендуют на оригинальность.
Поставил перед собой цель сделать приложение, которое будет простым и понятным в использовании. В котором не будет кнопок «Хорошо» и «Понятно». Разработчикам не придётся делать всплывающие подсказки, а пользователям их закрывать.
Поскольку мобильными приложениями занимался больше восьми лет назад, мог упустить какие-то нововведения или незначительные для этой заметки детали. Под рукой оказалось три банковских приложения, каждое из которых активно используется или использовалось мною ранее. Назовём их «Зелёный», «Синий» и «Чёрный».

Не нужно проводить сложный анализ и разглядывать днями тепловые карты, чтобы сразу заметить: два разделителя порождают три отступа. Чем больше разделителей, тем меньше места для информации. Тем не менее, пользователь должен понимать куда ему нажимать, чтобы выполнить действие.
Обильное количество мелких текстов и «рваной» вёрстки совсем не ускоряют работу с приложением.
Приложения, почему-то, настойчиво напоминают мне как меня зовут.
Кроме того, обратите внимание, что повторяющиеся платежи автоматически превращаются в шаблоны для оплаты. Тут поведение приложений везде одинаковое, задача решается через «карусель» вверху экрана. Если у меня больше десятка ежемесячных платежей и переводов, то мы получаем практически гарантированные страдания. Что, собственно, с обозначенной периодичностью со мной и происходит.
В концепте немного помечтал о будущем, где есть и цифровой рубль и не выпускают карты. Как, например, SIM потихоньку превращается в eSIM, так и пластиковые карты, когда-нибудь превратятся во что-то другое.
Подумал над своей пользовательской историей, вспомнил, что кроме платежей каждый месяц перевожу деньги семье. Фиксированные суммы в фиксированный день. Со стороны получателя можно назвать это подпиской на зарплату. И каждый раз я это делаю через адресную книгу, по номеру телефона, вспоминаю кто какой банк использует. История — явный кандидат на автоматизацию.
Подписка на зарплату — история не новая. Вот пример из массовой культуры.
В приложениях «Зелёного», «Синего» и «Чёрного» есть шаблоны, но нет автоматических переводов. Или мне не удалось их найти, поскольку время от времени на мне ставят бесчеловечные А/Б тесты. Теоретически, к шаблону можно приделать функциональность, которая по расписанию попросит подтвердить перевод или выполнит перевод самостоятельно.
У дизайнера, из инструментов, есть цвет, форма, порядок вывода, сетки и, конечно, типографика. Мне хотелось создать ощущение чтения серьёзного журнала, ведь деньги — это серьёзно. Меньше отвлекающего «шума» и акцент на важном.


Упростил поведение, расставил акценты. На экране платежей объединил шаблоны, платежи, переводы. Для удобства вывел отдельными вкладками подразделы, а также последние платежи и переводы, как заменитель карусели вверху экрана. Поскольку список будет вертикальным, работать с ним, с точки зрения эргономики, будет значительно удобнее.

И вот у нас акцент на суммах. Выделяется блок, который пользователь не должен пропустить, с важной информацией о безопасности. Заметен промо-блок вверху страницы.
Тем временем у «Зелёного», на главном экране, акцент на функциональности переводов с открытками. У «Синего» хорошо акцентирован блок с рекомендациями про безопасность. У «Чёрного» акцент на открытии счетов или продуктов. Все три «забыли» про деньги. Почему так сделано мне пока понять не удалось, ведь предложение услуг лучше работает в контексте.
В платежах «Зелёный», «Синий» и «Чёрный» акцентируются на «пыточной» карусели. Наверняка это подкреплено данными и исследованиями, но от этого мне, как пользователю, легче не становится.

Поблочный вывод на главном экране настраиваемый. На основе моего опыта работы с графами, ручную настройку перетаскиванием лучше делать, когда есть сетка и ячейки. Чем сетка проще, тем дешевле реализация и поддержка.


В заметке про дизайн, основанный на данных, упоминал о подходе в решении задач через показатели, имеющие отношения только к одной задаче. Проблема трактовки результатов исследования и желание «вытянуть» ту или иную метрику иногда наносят ущерб общей концепции. Такой подход может приводить и к потерям. Потерям не только косвенным, на разработке и поддержке, но и прямым. Например, у меня было пять или шесть попыток купить какие-то мелочи, по рекомендации товарищей, на AliExpress. Ни одна попытка не увенчалась успехом. Уверен, что я такой не один. Уж где как, а на маркетплейсах исследованиям уделяют очень много внимания.
В работе над концептом использовал гарнитуру Big City Grotesque от TypeToday. Достаточно компактный, сбалансированный и контрастный гуманистический гротеск с отличной кириллицей.
https://type.today/ru/bigcity
Использовал иконки из моего набора. На этой странице доступен для загрузки исходник и оптимизированные SVG.
26 марта, 2023
Пётр Лутов
Для рубрики «Артель «Напрасный труд»
Дизайн в разработке программного обеспечения