Естественный отбор в интерфейсах и тренды
Замечали ли вы, что некоторые интерфейсы существуют короткий промежуток времени, а какие-то не меняются десятилетиями? Задумывались ли вы, что оценщиком эффективности того или иного устройства ввода или вывода является тот же набор факторов, что и в живой природе? Посвящается изобретателям в стадии отрицания.
Почему решил поговорить с вами об этом

Шатался как-то по Дарвиновскому музею, разглядывал эндокраны мозга людей прошлого. Если коротко, то это рельеф внутренней части черепной коробки. Грубо говоря, собрали кости древнего черепа, налили внутрь раствор, подождали пока подсохнет, разобрали и посмотрели на результат. Извилин там не видно, но видно изменение разных отделов мозга. Глядя на изменения в мозгах, параллельно можно делать заметки о развитии орудий труда. Занимаясь этим нехитрым делом, в какой-то момент понимаешь, что никаких больших прорывов ближайшее время нам не светит и очень сильно радуешься тому что уже имеешь.

Если развивать тему, то способность изготавливать сложные орудия труда — лучшее что у нас есть в эволюционной борьбе. Не нужно браться за это дело, если не собираешься выбить хотя бы девять из десяти.

На этом примере удобно объяснить работу дизайнера, начинающим профильным специалистам или людям, воспринимающим такую работу в несколько искажённом виде. Когда речь о трендах, внешнем виде, незначительных деталях действительно сбивает с толку и отвлекает от сути вопроса.

Орудия труда

В эволюции есть такая штука как отбор. Отбор бывает движущим, стабилизирующим, дизруптивным и половым. Мы посмотрим на первые три, а о последнем сказано и без меня достаточно.

Мы знаем, что при отборе выполняются три условия: наличие наследственной изменчивости, воспроизводство превосходит потери, разные черты имеют различную жизнеспособность.

Dualshok 1. Игровой контроллер от компании Sony
Dualshok 1. Игровой контроллер от компании Sony
Dualshok 2
Dualshok 2
Dualshok Sixaxis
Dualshok Sixaxis
Dualshok 3. На вид такой же как предыдущий, только с Bluetooth, гироскопом, обратной связью в виде вибрации и чем-то там ещё.
Dualshok 3. На вид такой же как предыдущий, только с Bluetooth, гироскопом, обратной связью в виде вибрации и чем-то там ещё.
Dualshok 4
Dualshok 4
Dualshok с «дизайн-доработками на лбу», на основе данных (data driven design). Недорого.
Dualshok с «дизайн-доработками на лбу», на основе данных (data driven design). Недорого.

Хитрые дизайнеры компании Sony прознали, что у людей, ближайшее время больше десяти пальцев, в среднем, не будет. Ладошки за пару поколений определённо не распухнут и не скукожатся. Похожая ситуация и с клавиатурами, когда причудливые и необычные клавиатуры появляются и пропадают, а постоянными остаются одни и те же решения. Если принять, что средний срок жизни консоли и клавиатуры сильно короче срока жизни человека, то ситуация несколько смахивает на стабилизирующий отбор.

Виды отборов
Изображение позаимствовано с biology.su

Примером движущего отбора может быть переход от одной технологии к другой. Например, печатная машинка и ноутбук. Под давлением отбора, если можно так сказать, более функциональное и компактное устройство вытесняет менее функциональное и сложное в эксплуатации. И речь тут в первую очередь об эргономических характеристиках.

Что же касается дизруптивного отбора, то наблюдая появление новых устройств и привычек с ними связанных, можно сказать, что он происходит, когда новые устройства совмещают несколько функций или полностью заменяют старые. Попросите человека, 2010 года рождения и позднее, изобразить как он вас фотографирует. Потом попросите кого-нибудь из второй половины прошлого века. Сравните.

Если в эволюции много случайностей, то в селекции есть возможность подумать.

Не довели до конца

Недавно, мне пришлось вернуться к программированию. Причины понятные и неприятные: распространение вредоносного кода через магазины приложений, принудительное отключение сервисов и блокировки. Передо мной встал вопрос выбора языка разработки, а значит и эффективной среды его выполнения, не исключая пользовательские потребности, но ставя их превыше удобства разработки. На этом вопросе я отдельно остановился в заметке «Перестаньте портить своим дизайном мой идеальный код».

У каждого приложения есть своё предназначение и среда с устройствами ввода и вывода. Отрицание, попытки с этим бороться, идти против привычек пользователя, его когнитивных и физических ограничений, приведут к потерям.

Начинается разработка, как обычно, хорошо. Идея порождает продукт, но почему-то он быстро превращается в наборы костылей и проблемы на стороне конечного потребителя. Мой любимый пример — сервисы Google, откровенно презирающие всё что живет не в браузере.

Таблицы Google
Два меню «Файл Правка…» как свидетельство присутствия глобуса в сове.

Для работы, мы должны иметь стабильное подключение, мы должны иметь определённый браузер и пр. Не проще ли воспользоваться Мой Офис или Open Office, чем менять свои привычки и зависеть от дополнительных факторов? Может быть разработчикам и дизайнерам посмотреть внимательнее в сторону приложения, которое умеет подключаться, забирать и выгружать изменения? Мы ведь все наслышаны об удобстве систем контроля версий.

Сарказм
Сарказм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Сделали орудие труда, но как-то не довели до конца. Есть же договорённости, стандарты и правила, которые помогают на ранней стадии обойти проблему.

О предсказуемости

Например, форматы DIN появились неслучайно. Международный стандарт на бумажные форматы, ISO 216, основан на метрической системе мер. Речь об эффективности и эргономике, а не только одной технологии или нескольких. Далее, на основе этих стандартов разрабатывается оборудование, но не наоборот. Переход от бумажных носителей к цифровым не отменяет стандартов хотя бы потому, что есть переходный период. Если дизайнер или разработчик начнёт вам рассказывать, что это никому не надо, всё давно изменилось, скажите, что согласитесь подписать с ним контракт только на пергаменте, где он распишется отпечатком кровавой пятки.

Когда-то NASA из-за ошибки в расчётах потеряло космический аппарат. Подробнее об этом можно почитать в википедии.

Наглядное объяснение вышесказанного.
Наглядное объяснение вышесказанного.

Мы постепенно приходим к тому, что развитие устройств ввода и вывода предсказуемое. Отклонения от нормы не всегда принесут успех и прорыв, но практически всегда большие издержки и риски.

В заключение

В условиях ограниченных ресурсов для разработки программных продуктов и ситуации, подогретой рассказами о немедленном эффекте от внедрения какой-нибудь гибкой методологии, важно метнуть в жернова команды правильные задачи. Правильность заключается не в идеальном решении по одному или двум показателям в рамках одной задачи, не в трендах, а в долгоиграющем эффекте. Эффекте, который не порождает дополнительных проблем в будущем. Изменения в продукте, в интерфейсе приложения, должны быть продуманы и иметь накопительный эффект. Как незаметная инвестиция, которая начнёт отбиваться через год-два и продолжит это делать, пока вы не научитесь отращивать дополнительные пальцы, руки и глаза.

Ещё раз, для закрепления, не беритесь за изобретение, если не можете выбить хотя бы девять из десяти. Иначе эндокраны ваших геймпадов всё равно выдадут халтуру потомкам. А посмотрев на датировку некоторых артефактов в Дарвиновском музее, можно с большой уверенностью сказать, что стыд может продлиться очень долго.

↑ Наверх


14 февраля, 2023
Пётр Лутов
Дизайн в разработке программного обеспечения